3 апреля 2024

Результаты работы учёных ТИНРО по итогам 2023 года: секция 4

Завершая обзор отчётной сессии 2024 года, представляем тематику выступлений учёных во время секции 4 отчётной сессии Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («ТИНРО»): «Изучение пищевой ценности, безопасности и рационального использования гидробионтов».

Лаборатория промысловой океанографии ТИНРО представила доклады «Гидрохимические условия и радиоактивность в дальневосточных морях и Южно-Курильском районе в 2023 году» и «Гидрохимические условия озера Ханка в зимний период 2016-2023 гг.».

Мониторинг состояния Мирового океана является важной задачей: последствия загрязнения прибрежных зон биогенными веществами и изменение климата приводят к значительному увеличению количества и размера «бескислородных мёртвых зон» в открытом океане и прибрежных водах, где уровень растворённого кислорода слишком низок для поддержания жизни гидробионтов.

Проанализировав данные, собранные во время комплексных исследований с использованием судов Центра коллективного пользования «Научно-исследовательский флот – Восток» с марта по октябрь 2023 г., океанологи ТИНРО оценили радиационную обстановку в Южно-Курильском промысловом районе. Эта акватория является наиболее близкой к зоне фукусимской аварии для российского судоходства.

На основании результатов измерений учёные пришли к выводу, что радиационная обстановка в районе проведения исследований в сентябре 2023 г. не отличалась от естественного радиационного фона. Удельная активность антропогенного радионуклида 90Sr в пробах воды, а также в тканях скумбрии, анчоуса, сардины-иваси из района Южных Курил не превышала региональный фоновый уровень для рыбного сырья, и не зависела от периода и района лова.

С учётом значимости озера Ханка для рыбного хозяйства (здесь обитает 75 видов рыб, в т.ч. более 20 промысловых), ‒ научные сотрудники ТИНРО проводят системные гидрологические и гидрохимические исследования этого крупного водного объекта на протяжении многих лет. Они собирают данные о состоянии среды обитания гидробионтов и наличии в воде озера загрязняющих веществ.

Анализ материалов, собранных за период 2016-2023 гг., позволил установить, что высокие концентрации растворенного кислорода и высокие значения биохимического потребления кислорода (БПК5) в зимний период свидетельствуют об активном цветении фитопланктона подо льдом, а также об окислении органики, поступающей в воду с бытовыми отходами; падение уровня воды в озере и интенсивное использование водного объекта в рекреационном направлении приводит к росту содержания биогенных веществ, в частности, неорганических форм фосфора и азота.

Лаборатория безопасности и качества морского растительного сырья подготовила отчёт «Технологические приёмы получения жидких удобрений из морских водорослей».
Авторами разработаны рекомендации по рациональному использованию доступного сырья (штормовых выбросов) на основе морских водорослей для изготовления жидких экстрактов, которые можно применять в сельском хозяйстве.

Жидкие экстракты из анфельции (Ahnfeltia tobuchiensis) и сахарины (Saccharina japonica) оказывают ростостимулирующий эффект на растения и приводят к повышению их продуктивности и урожайности. Эффективность применения экстрактов из водорослей в качестве удобрений зависит от способа их применения. Максимальная урожайность получена при использовании корневой подкормки (полив растений) удобрениями на основе указанных морских водорослей.

Творческий коллектив авторов из Отдела безопасности и технологии переработки сырья и разработок, Лаборатории безопасности и качества морского растительного сырья ‒ представил вниманию коллег доклад «Молекулярно-массовое распределение белков и пептидов в стартовых комбикормах, изготовленных при различных технологических режимах».

С учётом актуальности производства отечественных комбикормов для искусственного воспроизводства ценных видов рыб, исследователи разработали рекомендации по изготовлению комбикормов на основе отечественных сырьевых компонентов для кормления объектов аквакультуры.

Получены количественные данные по содержанию водорастворимого протеина, пептидно-белковому составу сырьевых компонентов кормов, экспериментальных и контрольных стартовых комбикормов для лососевых, кефалевых и осетровых рыб. По мнению учёных, важнейшим компонентом в стартовых комбикормах является пептидная фракция.

Среди исследованных рецептур стартовых комбикормов наилучшими по содержанию пептидной фракции для лососевых рыб являются КРЛС-2, для кефалевых рыб - КРЛС ПИЛЕНГАС-1/23, для осетровых рыб - КРОС 4/23.

Доклады, представленные в рамках всех четырёх секций, вызвали большой интерес коллег и конструктивное обсуждение.

Прошедшая отчётная сессия позволила отметить как высокий уровень проведения научными сотрудниками исследовательских работ, обработки, систематизации и анализа данных, ‒ так и перспективность полученных результатов для развития отраслевой науки и рыбного хозяйства России. Впереди учёных ждут новые исследования, проверка гипотез и открытия.